Интро в системное мышление
В 15 выпуске мы разобрали 4 книги и 1 курс, и обещали поделиться своими заметками.
Курс Школы Системного Менеджмента
Что такое система?
Классическое понимание «системы» — сумма взаимодействующих частей, вместе составляющих целое так, что это целое больше суммы частей.
Воплощенный в физическом мире ролевой/функциональный объект.
Системы всегда имеют отражение в физическом мире. Если систему нельзя связать с физ миром, хоть и будущим, значит работаем с другой ментальной сущностью. С теорией или классификацией.
Некоторые “системы” из бытового сленга не являются системами, т.к. не имеют физического воплощения.
Успешная система
Система, которая удовлетворяет все ролевые интересы.
Системное мышление
Системность – это не продуманность и не систематичность. Систематичность — планомерность действия, это часть мастерства собранности. Системность — это управление вниманием, чтобы выделить системные уровни в реальности.
Рассмотрение мира на разных уровнях системности. Сами уровни вложены один в другой по физическому принципу.
Системное мышление можно определить как 1) трансдисциплину и как 2) функцию интеллекта.
Системное мышление помогает связывать разные картины мира и дает универсальный подход к решению новых сложных задач.
Системное мышление – это набор придуманных разными людьми специфических контринтуитивных приёмов, которые позволяют мышлению быть эффективней, чем его предыдущие, «народные» варианты [тык].
Примеры контринтуитивности в системном менеджменте от Левенчука [тык]:
- Отличия роли от человека, от должности, связь роли с практиками.
- Материальность целевой системы — им даже в голову не приходит, что задача проекта поменять мир, а не описать его.
- Различие функций, функциональных частей системы, сервисов и модулей/конструктивных частей.
Объективное и субъективное системное мышление
Есть 2 подхода. Левенчук предлагает Системный подход 2.0. Этот подход не отвергает классический подход, а дополняет его.
В классическом рассмотрении «система» существует как объект в любое время, а в современном рассмотрении «система» как объект выделяется заинтересованными людьми и существует только тогда, когда эти интересы сохраняются.
Описания системы должны удовлетворять интересу, если нет интереса, то и соответствующее описание создавать не нужно.
Проектные роли
Проектная роль — роль на проекте. Бывают внутренние и внешние. Внутренние роли строят систему, внешние — взаимодействуют с готовой системой.
Человек назначается на Должность — которая обязывает играть Роль — в которую встает Человек.
За должностью может быть закреплено несколько ролей. С личной точки зрения Муж тоже может быть должностью.
В некоторых компаниях и странах системное мышление может не помогать, а, наоборот, мешать продвижению по службе.
Но роль может исполнять не только человек.
Ролевые интересы
Различаем личные неудовлетворенности и ролевые интересы.
У тебя может быть неудовлетворенность в общественном признании, но это не является ролевым интересом менеджера. Как у менеджера твои объекты внимания: метод, команда, проект и работы.
Что значит применять СМ
Для удовлетворения внешних ролевых потребностей нужно понять функционирование и возможную конструкцию надсистемы и тем самым сформулировать функциональные и интерфейсные требования к целевой системе. Затем выполнить эти требования, для чего разработать архитектуру и затем воплотить в жизнь конструкцию целевой системы.
Gerald Weinberg - Systems thinking
Хороший менеджер должен делать 3 вещи: 1) наблюдать, 2) действовать и 3) строить модели систем, которыми он управляет. Первым двум вещам нельзя научиться работая программистом. Моделированию — лишь частично. Изучение системного мышления должно предшествовать изучению наблюдения и действия. Потому что опираясь на мышление можно понять: 1) что наблюдать, 2) какие выводы делать из наблюдений и 3) что предпринять, чтобы достичь целей.
Книга-практикум по рисованию диаграмм эффектов.
Если в каком-то месте система зависит от человеческого решения, то дальнейшее развитие определяется не событиями, а реакцией на эти события.
Peter Senge - The fifth discipline
Книга учит как построить организацию, которая постоянно учится.
Нарушения в обучаемости трагичны для детей, но смертельны для организаций. Из-за этих нарушений большинство организаций живет вдвое меньше, чем человек и умирают прежде чем достигнут 40 лет.
Организации, которые не учатся просто реагируют на события, в то время как обучающиеся организации фокусируются на системах которые генерируют поведение, которое ведет к событиям.
Пять дисциплин обучающейся организации.
- Персональное мастерство
- Ментальные модели
- Построение общего видения
- Командное обучение
- Пятая дисциплина: системное мышление
1. Усвой законы системного мышления
- Сегодняшние проблемы исходят от вчерашних “решений”
- Более усердная работа не принесет других результатов.
- Фокусируйся не на симптомах, а на причинах.
- Легкое решение почти всегда боль в долгой перспективе.
- Иногда краткосрочное решение хуже болезни.
- Чрезмерный рост всегда контрпродуктивен
- Задержки между причиной и следствием туманят реальность.
- Маленькие изменения дают большие результаты
- Действуй вне случайных границ (напр. это проблема не моего отдела)
- Не вини
2. Наблюдай динамику, не статику (паттерны)
Системное мышление - о причинно-следственных связях.
3. Ищите образцы в природе.
Обучающиеся организации фокусируются не просто на решении проблемы, но на изменении мышления, которое привело к возникновению проблемы в первую очередь.
4. Усвойте принцип рычага.
В конечном итоге, системное мышление пытается создать рычаг - наибольшее возможное улучшение при наименьших затратах.
5. Смотрите на лес и деревья.
Способность видеть сквозь высоко сложные ситуации к базовым структурам, где могут быть созданы изменения. Системное мышление затем подчеркивает, какие изменения приведут к наибольшему количеству рычага.
Donella Meadows - Thinking in Systems
Донелла Медоуз была американским экологом, педагогом и писателем.
- Мы иногда упускаем тот факт, что мы можем наполнить ванну не только увеличив приток воды, но и уменьшив отток. И то и другое являются источниками стабильности и источниками сопротивления изменениям.
- Когда кто то говорит вам, что рост населения является причиной бедности, вы должны спросить себя как рост бедности может вызвать рост населения.
- Богатые страны передают капитал или технологии бедным странам и удивляются, почему экономика принимающих стран до сих пор не развивается, не задумываясь о том, что капитал или технологии могут быть не самыми ограничивающими факторами.
- Проскакивания, колебания и коллапсы всегда вызваны задержками.
- Отвлекитесь от краткосрочного облегчения и сосредоточьтесь на долгосрочной реструктуризации.
- Единственный способ исправить систему, которая плохо устроена, - это перестроить ее, если это возможно.
- Можно сказать, что парадигмы труднее изменить, чем что-либо другое в системе, и поэтому этот пункт должен быть самым низким в списке, а не вторым или самым высоким. Но в процессе смены парадигмы нет ничего физического, дорогостоящего или даже медленного. У отдельного человека это может произойти за миллисекунду. Все, что для этого нужно, - щелчок в сознании,
- Люди наделены не только способностью считать, но и способностью оценивать качество. Станьте детектором качества. Станьте ходячим, шумным счетчиком Гейгера, который регистрирует наличие или отсутствие качества.
- Прежде чем браться за улучшение ситуации, обратите внимание на ценность того, что уже есть.
Member discussion