4 min read

Интро в системное мышление

Интро в системное мышление

В 15 выпуске мы разобрали 4 книги и 1 курс, и обещали поделиться своими заметками.

Курс Школы Системного Менеджмента

Что такое система?

Классическое понимание «системы» — сумма взаимодействующих частей, вместе составляющих целое так, что это целое больше суммы частей.

Воплощенный в физическом мире ролевой/функциональный объект.

Системы всегда имеют отражение в физическом мире. Если систему нельзя связать с физ миром, хоть и будущим, значит работаем с другой ментальной сущностью. С теорией или классификацией.

Некоторые “системы” из бытового сленга не являются системами, т.к. не имеют физического воплощения.

Успешная система

Система, которая удовлетворяет все ролевые интересы.

Системное мышление

Системность – это не продуманность и не систематичность. Систематичность — планомерность действия, это часть мастерства собранности. Системность — это управление вниманием, чтобы выделить системные уровни в реальности.

Рассмотрение мира на разных уровнях системности. Сами уровни вложены один в другой по физическому принципу.

Системное мышление можно определить как 1) трансдисциплину и как 2) функцию интеллекта.

Системное мышление помогает связывать разные картины мира и дает универсальный подход к решению новых сложных задач.

Системное мышление – это набор придуманных разными людьми специфических контринтуитивных приёмов, которые позволяют мышлению быть эффективней, чем его предыдущие, «народные» варианты [тык].

Примеры контринтуитивности в системном менеджменте от Левенчука [тык]:

  1. Отличия роли от человека, от должности, связь роли с практиками.
  2. Материальность целевой системы — им даже в голову не приходит, что задача проекта поменять мир, а не описать его.
  3. Различие функций, функциональных частей системы, сервисов и модулей/конструктивных частей.

Объективное и субъективное системное мышление

Есть 2 подхода. Левенчук предлагает Системный подход 2.0. Этот подход не отвергает классический подход, а дополняет его.

В классическом рассмотрении «система» существует как объект в любое время, а в современном рассмотрении «система» как объект выделяется заинтересованными людьми и существует только тогда, когда эти интересы сохраняются.

Описания системы должны удовлетворять интересу, если нет интереса, то и соответствующее описание создавать не нужно.

Проектные роли

Проектная роль — роль на проекте. Бывают внутренние и внешние. Внутренние роли строят систему, внешние — взаимодействуют с готовой системой.

Человек назначается на Должность — которая обязывает играть Роль — в которую встает Человек.

За должностью может быть закреплено несколько ролей. С личной точки зрения Муж тоже может быть должностью.

В некоторых компаниях и странах системное мышление может не помогать, а, наоборот, мешать продвижению по службе.

Но роль может исполнять не только человек.

Ролевые интересы

Различаем личные неудовлетворенности и ролевые интересы.

У тебя может быть неудовлетворенность в общественном признании, но это не является ролевым интересом менеджера. Как у менеджера твои объекты внимания: метод, команда, проект и работы.

Что значит применять СМ

Для удовлетворения внешних ролевых потребностей нужно понять функционирование и возможную конструкцию надсистемы и тем самым сформулировать функциональные и интерфейсные требования к целевой системе. Затем выполнить эти требования, для чего разработать архитектуру и затем воплотить в жизнь конструкцию целевой системы.

Gerald Weinberg - Systems thinking

Хороший менеджер должен делать 3 вещи: 1) наблюдать, 2) действовать и 3) строить модели систем, которыми он управляет. Первым двум вещам нельзя научиться работая программистом. Моделированию — лишь частично. Изучение системного мышления должно предшествовать изучению наблюдения и действия. Потому что опираясь на мышление можно понять: 1) что наблюдать, 2) какие выводы делать из наблюдений и 3) что предпринять, чтобы достичь целей.

Книга-практикум по рисованию диаграмм эффектов.

Если в каком-то месте система зависит от человеческого решения, то дальнейшее развитие определяется не событиями, а реакцией на эти события.

Peter Senge - The fifth discipline

Книга учит как построить организацию, которая постоянно учится.

Нарушения в обучаемости трагичны для детей, но смертельны для организаций. Из-за этих нарушений большинство организаций живет вдвое меньше, чем человек и умирают прежде чем достигнут 40 лет.

Организации, которые не учатся просто реагируют на события, в то время как обучающиеся организации фокусируются на системах которые генерируют поведение, которое ведет к событиям.

Пять дисциплин обучающейся организации.

  1. Персональное мастерство
  2. Ментальные модели
  3. Построение общего видения
  4. Командное обучение
  5. Пятая дисциплина: системное мышление

1. Усвой законы системного мышления

  1. Сегодняшние проблемы исходят от вчерашних “решений”
  2. Более усердная работа не принесет других результатов.
  3. Фокусируйся не на симптомах, а на причинах.
  4. Легкое решение почти всегда боль в долгой перспективе.
  5. Иногда краткосрочное решение хуже болезни.
  6. Чрезмерный рост всегда контрпродуктивен
  7. Задержки между причиной и следствием туманят реальность.
  8. Маленькие изменения дают большие результаты
  9. Действуй вне случайных границ (напр. это проблема не моего отдела)
  10. Не вини

2. Наблюдай динамику, не статику (паттерны)

Системное мышление - о причинно-следственных связях.

3. Ищите образцы в природе.

Обучающиеся организации фокусируются не просто на решении проблемы, но на изменении мышления, которое привело к возникновению проблемы в первую очередь.

4. Усвойте принцип рычага.

В конечном итоге, системное мышление пытается создать рычаг - наибольшее возможное улучшение при наименьших затратах.

5. Смотрите на лес и деревья.

Способность видеть сквозь высоко сложные ситуации к базовым структурам, где могут быть созданы изменения. Системное мышление затем подчеркивает, какие изменения приведут к наибольшему количеству рычага.

Donella Meadows - Thinking in Systems

Донелла Медоуз была американским экологом, педагогом и писателем.

  1. Мы иногда упускаем тот факт, что мы можем наполнить ванну не только увеличив приток воды, но и уменьшив отток. И то и другое являются источниками стабильности и источниками сопротивления изменениям.
  2. Когда кто то говорит вам, что рост населения является причиной бедности, вы должны спросить себя как рост бедности может вызвать рост населения.
  3. Богатые страны передают капитал или технологии бедным странам и удивляются, почему экономика принимающих стран до сих пор не развивается, не задумываясь о том, что капитал или технологии могут быть не самыми ограничивающими факторами.
  4. Проскакивания, колебания и коллапсы всегда вызваны задержками.
  5. Отвлекитесь от краткосрочного облегчения и сосредоточьтесь на долгосрочной реструктуризации.
  6. Единственный способ исправить систему, которая плохо устроена, - это перестроить ее, если это возможно.
  7. Можно сказать, что парадигмы труднее изменить, чем что-либо другое в системе, и поэтому этот пункт должен быть самым низким в списке, а не вторым или самым высоким. Но в процессе смены парадигмы нет ничего физического, дорогостоящего или даже медленного. У отдельного человека это может произойти за миллисекунду. Все, что для этого нужно, - щелчок в сознании,
  8. Люди наделены не только способностью считать, но и способностью оценивать качество. Станьте детектором качества. Станьте ходячим, шумным счетчиком Гейгера, который регистрирует наличие или отсутствие качества.
  9. Прежде чем браться за улучшение ситуации, обратите внимание на ценность того, что уже есть.